Previous Entry Поделиться Next Entry
05.12.13 Муки выбора. Мотоцикл.
moto traveling, around the world, the way, adv, moto
khariton_travel
Honda-XR650L для кругосветного путешествияg650 xchallenge для кругосветного путешествияктм для кругосветного путешествия

На чём ехать?

Сегодня уже существует некое понимание маршрута. Исходя из этого можно предположить к каким дорогам готовиться.
Если рассматривать в процентах, то очень приблизительно, наверно, получится следующее:

30 % - хороший асфальт
20 % - плохой асфальт
20 % - хорошие грунтовые дороги
15 % - плохие грунтовые дороги
10 % - бездорожье
  5 % - полное бездорожье

И конечно идеальный внедорожник, не будет так же хорош на шоссе.
Но! Мотоцикл комфортный на асфальте, имеет перспективу вообще не пройти по тяжёлому бездорожью. В самый неудачный момент он может превратиться в тяжёлый якорь, ограничивающий возможности передвижения к самым отдалённым, а потому желанным местам на карте.
Следовательно, придётся жертвовать комфортом в пользу возможностей. Опять же, напомню, что полностью универсального мотоцикла не существует.

Даже с очень проходимым мотоциклом может произойти всякое

проблемы кругосветки

И мне нужно будет его как-то вытаскивать. Тут становится важен каждый килограмм.
По моим ощущениям, в пределах 150-и, я смогу как-то справится. Тяжелее, уже будет проблема. При чём, разница между мотоциклом в 150 и 160 килограммов ощущается довольно существенно.
Более лёгкий мотоцикл уже обладает слишком серьёзными недостатками для передвижения по шоссе.

Кое-что стало понятно. Мне нужен мотоцикл класса "Эндуро". Именно эти мотоциклы используются в знаменитых гонках "Дакар".

выбор мотоцикла для кругосветного путешествия

Теперь, чтобы разобраться какой из существующих подойдёт наилучшим образом, нужно сформировать ещё несколько требований, а именно:

  1. Желательно, чтобы мотоцикл выпускался крупным производителем. Это гарантирует наличие запасных частей и сервиса по всему миру.

  2. Надёжность, надёжность и ещё раз надёжность! Даже самый быстрый и проходимый мот станет обузой, если будет беспрерывно ломаться.

  3. Экономия топлива. Учитывая планируемый пробег в 150 тысяч километров, не сложно посчитать во что обойдётся каждый лишний грамм съеденного горючего.

  4. Комфорт. Это понятие в данном случае относительное, но всё-же... Момент важный.

Как разобраться?
Быстро, никак. Можно конечно довериться какому-нибудь авторитету и на основании его предпочтений сделать выбор. Но как оказалось и этот способ не работает на сто процентов, так как, это настолько специфичная тема, что даже среди опытнейших мото-путешественников и других корифеев от мото, до сих пор идут не утихающие споры, а истина так и не найдена.
Да и доверять выбор своего друга кому-то, неправильно.
Разбираюсь сам. Для этого месяцами читаю специализированные форумы, где идут те самые споры. Делая свои выводы и формируя своё, пусть и не авторитетное мнение.
Помимо изучения споров вокруг той или иной модели мотоцикла, много читаю отчётов из путешествий. Выбирая для чтения схожие по маршруту и качеству дорог.
Среди мото-форумов, как и везде свои лидеры:

  1. ADV - Самый массовый и многонациональный. Это настоящее международное сообщество мотоциклистов не равнодушных к путешествиям. Сотни тысяч тем и миллионы комментариев. ( На английском языке )

  2. Moto-travels - Сайт, форум и клуб, целиком посвящён путешествиям.

  3. OFFROADPEOPLE - Клубный форум любителей внедорожных мото-приключений.

  4. МОТОГОН - Форум и клуб любителей мотокросса. Но несмотря на узкую специализацию очень много полезной информации.

  5. KUKСТАРТЕР - Международный форум посвящённый любителям мотоциклов "Эндуро" и путешествиям.

Прочитав терабайты информации и посадив зрение, из десятков более менее подходящих претендентов были выбраны три:

выбор мотоцикла для кругосветки хонда выбор мотоцикла для кругосветки бмв выбор мотоцикла для кругосветки ктм

  1. HONDA XR 650 L  -  Мотоцикл легенда! Выпуск начат в 1992 году и не прекращен до сих пор. Сам он является продолжением двух не менее легендарных мотоциклов прославящихся своей неубиваемостью и спортивными достижениями, в том числе и "Дакаром". У него воздушное охлаждение, что делает конструкцию проще и следовательно ещё надёжнее. Сверх низкая степень сжатия смеси, позволяет заливать самое низкопробное топливо без каких дибо последствий. "Тракторный" двигатель, высокий клиренс и рекордные ходы подвесок делают его одним из лучших внедорожников. Если к этому прибавить дешевизну обслуживания и наличие запчастей практически в любом регионе мира, то можно сказать, что эта Хонда почти идеал.  Почти... Вызывает сомнения его экономичность, поведение на шоссе, вибрации и расход масла.

  2. BMW G 650 X-Challenge  -  Модель выпускалась очень недолго, особенно если сравнивать с Хондой. Выпуск был начат в 2006-м году и уже в 2008-м завершен. Он стал жертвой маркетинга. Слишком уж специфичным оказался. Несмотря на это мотоцикл успел приобрести бешеную популярность у любителей внедорожных путешествий. Ему свойственны все качества необходимые для настоящего "Эндуро-путешественника". Он имеет хорошую внедорожную подвеску с большими ходами, Тяговитый, легендарный двигатель "Rotax" и умение уверенно двигаться с высокой крейсерской скоростью по асфальтовой магистрали. Он имеет новейшие технологии там где надо и является рекордсменом по экономии топлива.

  3. KTM 690 Enduro  -  Эту модель нельзя назвать легендарной, но сама аббревиатура КТМ говорит о многом! Мотоциклы этой марки составляют подавляющее большинство участников "Дакара". Поклоннику скоростной езды по бездорожью, именно КТМ предоставит максимум возможностей. И конкретная модель вполне в духе её дакаровских сородичей. Практически идеальные подвески с большими ходами и чёткой работой, мощнейший двигатель, рама. Всё заточено под активного водителя и работает как надо. Вроде бы и чего ещё желать? Но, и тут есть свои нюансы... Нюансы выливаются в недовольство пользователями надёжностью, расходом топлива и дороговизною запасных частей. Из которых всё же основным является именно надёжность.

Итак:
Разобравшись с каждым из них я решил поступить методом исключения и сократить список до двух.
Мне нравится Хонда. Нравится своей романтичностью, ведь её рождение относится к эпохе когда мужчины разбирались в количестве клапанов на цилиндр лучше, чем в гаджетах и рингтонах.
Это настоящая железяка! Надёжная и пуленепробиваемая.
Но, её архаичность имеет и существенные недостатки.
Устаревший карбюратор не может похвастаться безаварийной работой и совсем не заточен на экономию. Хонда прожорлива. И к большому расходу бензина добавляется повышенный расход моторного масла. Противовесом к её отличной проходимости будет неустойчивость на трассе и слишком высокий центр тяжести. Из рассматриваемой троицы, она самый неудачный вариант для длительных прогонов на большие расстояния.
Как не жаль, но придётся вычёркивать.
Теперь, для человека родившегося в СССР и привыкшему выбирать не более чем из двух вариантов ситуация упрощается.

ktm или bmw ИЛИ bmw или ktm

Оба мотоцикла замечательны. У обоих на счету сотни путешествий в самых экстримальных условиях.
Как выбрать?
Я попробовал обратится к помощи корифеев, на форуме КUКСТАРТЕР (ветвь обсуждения можно увидеть здесь).
Голосование показало, что вычеркнутую мною Хонду, предпочло бы большинство форумчан.
Несмотря, на то, что мой выбор не совпал с рекомендованным форумом, я хочу принести огромную благодарность тем, кто не пожалел своего времени и отвечал мне в теме.

Однажды на форуме ADV я натолкнулся на очень полезную информацию. Один из форумчан оказался в подобной ситуации выбора и для сравнения выстроил данные мотоциклов в некую логическую схему:
На русском, это выглядит примерно так:

Мой выбор из 2-х мотоциклов:

BMW G 650 X-Challenge
KTM 690 Enduro (R)
Ну, на самом деле из 3-х, потому, что есть небольшая разница между KTM 690 Enduro-E и KTM Enduro-R.

Будучи автомобильным инженером, я всегда сморю на технические характеристики. Поэтому я сделал некоторые дополнительные исследования по этим мотоциклам.

Решающими критериями для меня являются:

Ход передней подвески (больше = лучше)
BMW: 270 мм
КТМ: 250 мм

Ход задней подвески (больше = лучше)
BMW: 270 мм
КТМ: 250 мм

Максимальная мощность (Но, я бы предпочел высокий крутящий момент, чем много л.с.)
BMW: 54 л.с.
KTM: 65 л.с.

Необходимые обороты двигателя для достижения максимального крутящего момента
BMW: 5250 оборотов в минуту
KTM: 6550 оборотов в минуту

Вес в заправленном состоянии (менше = лучше)
BMW: 157 кг
KTM: 149 кг

Пробег на одном литре топлива (больше = лучше)
BMW: прибл. 25 км
KTM: прибл. 20 км

Интервал технического обслуживания (больше = лучше)
BMW: 10,000 км
KTM 7.500 км

Исходя из этого, для меня, есть небольшое преимущество у BMW X-Challenge. Несмотря на то, что у KTM есть возможности для выигрыша. Он имеет 10 дополнительных л.с. и весит на 8 кг меньше. И он оранжевый!

Одна вещь, на что я обращаю внимание когда читаю в форумах сравнения двух мотоциклов, что КТМ имеет 6-и ступенчатую коробку скоростей (BMW – 5). Я посмотрел на спецификации и понял, что нет никакого реального преимущества у 6-и скоростей. Важно, чтобы была 1-я передача с широким диапазоном скорости, для преодоления бездорожья и повышенная (5-я) передача для хорошей езды на высокой скорости, при низких оборотах двигателя.

Максимальная скорость на первой передаче
BMW: 7500 оборотов в минуту - 57 км / ч
KTM: 7750 оборотов в минуту - 60 км / ч

Обороты двигателя при скорости 120 км / ч на высшей передаче (меньше = лучше)
BMW :  4986 оборотов в минуту (пятая передача)
KTM :   5350 оборотов в минуту (шестая передача)

Все остальные передачи примерно сопоставимы. Передачи у БМВ все немного выше, чем у КТМ. Вторая, почти одинаковая, третья находится между третьей и четвертой у KTM. То же самое с четвертой передачей и как вы можете видеть, пятая передача у BMW выше, чем шестая у KTM.
В гоночном темпе на трассе, 6-я передача у KTM даёт преимущество, но в реальном мире, в обычном режиме, передача БМВ лучше.

Цены на BMW лучше, чем на KTM, это ещё один плюс BMW.

Я думаю, что они оба отлично смотрятся, и они оба подходят мне эмоционально, но я рациональный парень и люблю характеристики. В этот момент BMW имеет преимущество для меня, но кто знает .....


Довольно разумный подход на мой взгляд. Во всяком случае у меня не возникло противоречий.
Если к вышесказанному добавить многочисленные мнения о ненадёжности KTM и наоборот, высочайшей надёжности BMW, то сомнений в выборе практически не остаётся.
.
2-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 1-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 10-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 5-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия

6-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 8-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 9-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 4-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 3-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия 7-выбор мотоцикла для кругосветного путешествия


Продолжение следует...

  • 1
Олежка)))) а по ушам за самую последнюю строчку?)))))))))))))

А как-же свобода слова..?) Либерализм..?))

Олег

(Anonymous)
Дался вам этот инжектор!
Ну вот переходя вброд речушку без названия Вы уронили мот в воду. И чего дальше? Искать сервис БМВ?
А у ХР650Л - дунул/плюнул = завелся и поехал. А скорости на трассе у него нет? Так а куда Вам спешить-то? Вы же наслаждаетесь процессом? Ведь так? Вам же не нужно в кратчайшее время переехать из пункта А в пункт В?
Так зачем Вам скорость? А на 100 км/ч 650Л съест аж 4 литра даже 80-го бензина. Разве много? (а где в Африке найти 95=й?)

А что должно с инжектором случиться после падения мота в воду?
Этот мотор и на 72-м без последствий жил. И при этом не надо зажигание крутить.

Олег

(Anonymous)
Что должно случиться? Короткое замыкание управляющей электроники. Может не случиться, а может и случиться. Если погрузится весь в воду - непременно закоротит. А микропроцессорная электроника на коленке не ремонтируется. Ну, вообразите: включенный ноутбук кинуть в воду, чего с ним будет? Ну, конечно, мотоциклетная электроника должна иметь степень защиты много выше ноутбука, однако, беспокойство в душе у меня бы было.
Однако, мото Вами уже выбран, поэтому - пусть БМВ. Хорошая современная техника. Удачи Вам в пути!

Спасибо!
Да, выбран. Тысячи мотоциклов с подобными двигателями ежегодно бороздят самые сложные дороги мира и показывают непревзойдённую надёжность.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account